На днях губернатор Калининградской области Николай Цуканов в интервью газете «Известия» рассказал о своих планах по «спасению янтарной отрасли», заключенных в программе «Янтарная Россия», которую по заказу правительства области разработало «Национальное агентство прямых инвестиций». Что же представляет собой программа «Янтарная Россия», которую столь нахваливает глава региона? И почему против такой «помощи» отрасли дружно выступают калининградские янтарщики? Даже на беглый взгляд декларируемая в данном документе цель – приватизация янтарного комбината и перевод его в областную собственность для якобы последующего привлечения инвестиций в янтарный кластер региональной экономики - никак не связана с остальным содержанием программы. Собственно, создается впечатление, что кроме желания получить в собственность комбинат в программе про янтарь больше вообще ничего нет.

«Дай 52 миллиарда!»

По сути, «Янтарная Россия» - это такой большой проект капитальной застройки за счет государственных средств. При этом речь идет в основном о строительстве жилья и объектов социальной инфраструктуры, а также о возведении чисто коммерческих объектов. Причем здания на 80% планируется построить за деньги федерального бюджета.

Так, к примеру, на строительство на территории региона учебного центра и жилья для мастеров-янтарщиков из соседних Польши и Литвы планируется потратить более 14 миллиардов бюджетных рублей, на возведение больницы, пяти школ с преподаванием на польском и литовском языках, девяти детских садов и других объектов социальной сферы для семей польских и литовских мастеров - 10,1 миллиарда рублей. Еще 15,8 миллиарда рублей предполагается потратить на инженерные и транспортные коммуникации города иностранных мастеров.

Всего из федерального бюджета на стройки «Янтарной России» запрашивается порядка 28,3 миллиарда рублей, еще порядка 14,7 миллиарда – кредиты, которые вынуждена будет взять на себя Калининградская область, то есть областной бюджет. И только 9,4 миллиарда – некие частные инвестиции. Деньги немалые, однако при общем объеме требуемых капиталовложений ясно, что какому-то замечательному частному инвестору сказочно повезет: львиную долю стоимости всех объектов ему фактически подарит государство. Не правда ли, щедро? Знать бы еще, как и где записывают в число таких счастливых инвесторов – очередь бы выстроилась из желающих. Но самое любопытное, что при общей цене мега-программы «Янтарная Россия» в 52,4 миллиарда рублей на модернизацию производства на самом Янтарном комбинате в данном документе запланировано всего … 800 миллионов, что составляет примерно 1,53% процента от суммы запрашиваемых инвестиций.

О кредитах для области стоит сказать отдельно. На прошлой неделе Минфин России объявил ряд российских регионов, которые находится на грани банкротства. В этих субъектах Федерации доля государственного и муниципального долга по отношению к доходам регионального бюджета составляет свыше 50%. В их числе и Калининградская область. При этом стоит отметить, что, по данным министерства финансов области, на первое января 2012 года объём государственного долга Калининградской области составлял свыше 12 миллиардов рублей. Если на регион в рамках программы «Янтарная Россия» повесить еще 14,7 миллиарда рублей кредитов, то область следует сразу признать банкротом, так как сумма обязательств превысит 100% доходов регионального бюджета.

Кстати, инициатива создания на территории Калининградской области «Города мастеров» не нова. Она выдвигалась и ранее в виде некоего красивого образа привлечения в регион туристического потока. Практически же реализовать ее никто всерьез не брался по причине отсутствия сколько-нибудь конкретной проработки идеи, а также внятного экономического обоснования и сроков окупаемости проекта.

В программе «Янтарная Россия» «Город мастеров» делается «фишкой» и присутствует как набор социально-культурных объектов. Вроде музейного комплекса, игровой площадки, парка развлечений по типу Диснейленда, янтарного СПА-салона и так далее. Как это все соотносится с реальными проблемами янтарной отрасли? Да почти никак. Так сказать, в качестве сопутствующего приятного дополнения.

В общем, что называется, в сухом остатке: представленный в правительство России проект программы напрямую связан со строительством частной туристической инфраструктуры за государственный счет для каких-либо особо приближенных («правильных») инвесторов, но никак не с развитием янтарного производства.

В ожидании манны небесной

Одна из целей, также заявленных проектом «Янтарная Россия», - передача Янтарного комбината из федеральной в областную собственность и последующая приватизация, выход на IPO. Все это также обосновывается необходимостью «привлечения инвестиций в янтарно-ювелирный кластер региональной экономики».

Аббревиатура IPO (англ. Initial Public Offering) обозначает первоначальное публичное размещение акций на рынке, в процессе которого акции компании становятся доступны широкому кругу инвесторов и свободно торгуются на фондовой бирже. Таким образом, сам по себе выход комбината на фондовую биржу изначально требует серьезной капитализации и умения управлять большими проектами. Иначе размещение будет неудачным, приведет к серьезным финансовым потерям и даже к полному краху бизнеса.

Кстати, именно неудачное IPO торговой сети «Виктория», на которое решился нынешний сенатор от Калининградской области Николай Власенко, привело к поглощению этой калининградской торговой сети российской торговой сетью и фактически лишило предпринимателя контроля над прежним бизнесом.

Теперь Николай Власенко строит новый бизнес – туристический. В родном Янтарном и соседнем Светлогорске. И «Город мастеров» с Диснейлендом, янтарным СПА-салоном, мастерскими напоказ, для туристов, игровыми площадками пришелся бы очень кстати по соседству с его отелями. Это, конечно, только предположение, но очень уж похоже, что «правильного частного инвестора», которому государство построит 80% его будущего бизнеса, в связи с вышесказанным далеко искать не надо.

Однако вернемся к анализу пожеланий, имеющихся в программе «Янтарная Россия». По оценкам ее разработчиков, после передачи предприятия в областную собственность и IPO, добыча и переработка «солнечного камня» за ближайшие четыре года принесет только налогов на 20 миллиардов рублей. Примерно по 5 млрд рублей в год. Для сравнения, это сегодня сопоставимо с налогами таких крупных компаний, как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Алроса».

А дальше, если верить «Янтарной России», вообще начнутся чудеса. За следующее пятилетие – с 2016 по 2021 гг. – комбинат даст налогов уже на… 41 миллиард рублей. Кроме налогов, область в качестве «дивидендов» намерена до 2016 года получить 8 миллиардов рублей, а потом до 18 миллиардов. Если посмотреть публикуемую официальную отчетность нефтяных, золотодобывающих, телекоммуникационных бизнес-монстров, то их дивиденды за 2010 год значительно более скромные, чем мечты программы «Янтарная Россия».

При этом один из главных вопросов, которые обращают к Янтарному комбинату сторонники передачи предприятия в областную собственность, включая и самого Николая Цуканова, – мол, нынешний бизнес комбината идет по принципу «выкопай-продай». Комбинат, как они уверяют, добывает, а затем продает сырец калининградским компаниям, которые дальше его не перерабатывают, а просто перепродают за границу. Руководство области словно бы не понимает, что действующее законодательство стимулирует исключительно экспорт сырья, но не производство и переработку янтаря в готовые изделия.

- Комбинат – единственный имеет лицензию на добычу солнечного камня, поэтому как монополист и попадает под действие антимонопольного законодательства, которое заставляет комбинат более 70% добываемого сырца продавать на внутреннем рынке всем желающим. И предприятие, действительно, сырец в положенном объеме от уровня добычи продает (на сегодняшний день у комбината 104 калининградских контрагента, работающих более 8-10 лет и покупающих камень, и лишь один зарубежный контракт, объемы годовой добычи равняются примерно 350 тоннам). При этом не все покупатели сырца перерабатывают его. Кто-то предпочитает перепродавать его дальше. Ведь продажа и перепродажа необработанного янтарного сырья законами ничем не ограничена, а вот переработка янтаря никак не поддерживается и не стимулируется властями. Условия для сбыта готовой продукции в Калининградской области отсутствуют, - подчеркивают очевидные вещи на самом Янтарном комбинате.

Как растаскивали Янтарный комбинат

Отдельно следует остановиться на идее приватизации и перевода в областную собственность Янтарного комбината. Губернатор Калининградской области Николай Цуканов упорно видит в этом панацею для всей янтарной отрасли. Эта же «пилюля» прописана и в программе «Янтарная Россия» как залог грядущего успеха. Однако на деле все обстоит совсем не так.

- Во-первых, нужно учитывать отрицательный опыт управления Янтарным комбинатом, который уже имеют областные власти в период 1993-2002 годов, - говорит исполнительный директор предприятия Марина Иванова.

Тогда было принято решение об акционировании предприятия. Результатом чего явилась его незаконная приватизация в 1995 году и вовлечение янтарной отрасли края и самого комбината в криминальный бизнес. Кстати, практически та же схема предлагается и сегодня.

- Добычная техника в тот период не ремонтировалась, эксплуатировалась круглогодично без всякого техобслуживания, - напоминает Марина Иванова. - Добывавшееся ударными темпами сырье активно вывозилось за рубеж. Именно в тот период контролировавшие комбинат структуры администрации Калининградской области открыли полный доступ к сырью и технологиям литовским и польским перерабатывающим предприятиям, фактически сформировав конкурентные нам рынки за границами Российской Федерации. Позволяя закрывать собственное производство, областные управленцы создали основные экономические предпосылки для развития рынка янтарных изделий в Польше и Литве, простимулировав продажу и перепродажу сырья в регионе. Деятельность управленцев от областной администрации в конечном итоге привела к катастрофическому разорению уникального производства, закрытию всех перерабатывающих цехов и доведения в 2002-2003 годах ГУП «Калининградский янтарный комбинат» до банкротства. Была произведена и попытка рейдерского захвата предприятия. Имущественный комплекс комбината попытались вывести из-под государственного контроля. Лишь благодаря своевременному вмешательству федеральных органов исполнительной власти в лице Минфина РФ и ФСБ РФ удалось предотвратить захват предприятия и сохранить единственный в мире комбинат по добыче янтаря. При этом при помощи Минфина РФ и ФСБ удалось буквально за два года (с 2005 по 2007-й) полностью ликвидировать контроль криминальных структур над предприятием, а в конце 2007 года прекратить в отношении комбината все процедуры банкротства. С 2008 года мы начали процесс восстановления предприятия. В 2009 году был утвержден план развития до 2014 года, который мы сейчас выполняем. В этом плане стоит и акционирование предприятия, но при этом - с непременным сохранением всего пакета акций в федеральной собственности. Переход от ГУП к ОАО позволит нам более гибко привлекать инвестиции и расширит полномочия для развития производства. Однако при этом предприятие будет оставаться государственным, от попыток захвата нас будет защищать статус стратегического предприятия России, в список которых мы вернемся сразу по окончании процедур акционирования. Сейчас мы уже крепко встали на ноги. Впервые за последние 15 лет комбинат приступил к выполнению программы модернизации производства и технического перевооружения карьера. Капитально отремонтированы два из трех основных шагающих экскаваторов, ремонтируются старые и прокладываются новые трубопроводы. Ежегодно увеличивается выручка комбината и объемы налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Помимо ювелирного дела, мы расширяем возможные рынки сбыта янтарной продукции. Разработаны и сейчас находятся в процессе патентования ряд новых технологий, которые позволят запустить производство новых продуктов, открывающих другие рынки сбыта кроме ювелирного. Запуск мелкосерийного производства запланирован на 2012 год.

Казалось бы, зачем менять собственника у успешно работающего предприятия? Почему областные власти без этого шага не хотят реально помогать ни комбинату, ни другим переработчикам янтаря?

- Напротив, областные власти всячески стараются препятствовать развитию как комбината, так и нашего дочернего предприятия по переработке янтаря ОАО «Янтарный Ювелирпром». Нам препятствуют в выделении земельных участков для развития горных работ на Приморском и Пальмникенском месторождениях янтаря. Региональным правительством были инициированы дополнительные внеплановые проверки нашего предприятия правоохранительными и надзорными органами. В то время, как то же самое региональное правительство, по сути, демонстрирует полное отсутствие действенных мер по борьбе с незаконной добычей камня и отсутствие каких-либо решений по поддержке переработчиков янтаря. Ведь программа «Янтарная Россия» ни одним словом не намекает на то, в чем нуждается янтарная отрасль области, чтобы действительно начать развиваться, а не перепродавать сырец! Речь о сбыте готовой продукции, янтарных украшений на территории России. На сегодняшний день массовый российский рынок для калининградских янтарщиков закрыт, - не скрывают своей озабоченности на Янтарном комбинате.

И подчеркивают: в программе «Янтарная Россия» почему-то указаны неверные показатели деятельности комбината, намеренно искажающие реальное положение предприятия в худшую сторону. Это искажение подтвердила и недавняя проверка Счетной палаты РФ.

А рабочих-то спросили?

Категорически против того, чтобы Янтарный комбинат был приватизирован или переходил в областную собственность, выступают и сотрудники предприятия. Люди, проработавшие здесь несколько десятков лет, составляющие костях профсоюза, видели всякие времена, имеют опыт для сравнения и говорят о том, что к прежним временам они возвращаться не хотят. Начальник отдела труда Маргарита Цволко рассказывает, что в то время, когда комбинат был приватизирован и принадлежал области, люди по шесть месяцев не получали зарплату. Заместитель председателя профкома Любовь Захарова подчеркивает, что только при нынешнем собственнике комбината - Минфине РФ - люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне. Работникам обеспечили дополнительное медицинское страхование, бесплатные путевки в санаторий, лечение, бесплатное питание, полный социальный пакет.

Средняя зарплата на Янтарном комбинате сейчас составляет около 30 тысяч рублей в месяц, каждый год выплачивается «тринадцатая» зарплата, оказывается материальная помощь бывшим работникам предприятия, ведется профессиональная переподготовка, внедряется система сбалансированных показателей, заработала программа кадрового резерва, повышается производительность труда. По словам сотрудников предприятия, они чувствуют уверенность в завтрашнем дне под защитой государства.

Опыт отстаивания своих прав в самой жесткой форме у рабочих Янтарного комбината не хуже, чем у шахтеров, ставших символом протеста: именно палаточная голодовка коллектива комбината в первой половине двухтысячных позволила не замолчать растаскивание предприятия, засветило ситуацию на всю страну, благодаря чему в дело оперативно вмешалось и правительство России, и ФСБ. Машинист земснаряда Григорий Мисюрин, активист той голодовки, сегодня возглавляет сплоченную профсоюзную организацию предприятия. К сожалению, из-за новых обещаний приватизации, регулярно озвучиваемых калининградским губернатором, ситуация в поселке Янтарном, где в основном живут сотрудники предприятия, вновь неспокойная.

Люди опасаются «свежих идей» регионального правительства настолько, что в этом муниципалитете – единственном в области у власти оказалась не «партия власти», а «Справедливая Россия». Показатели «Единой России» на последних выборах в Госдуму РФ в Янтарном оказались самыми низкими в регионе. Ровно та же картина повторилась и на президентских выборах в марте 2012 года. Люди перестают верить власти, если, прикрываясь административным ресурсом и «крутыми» связями, отдельные областные представители власти уничтожают только начавшую крепчать веру людей в федеральную справедливость и защиту.

Напуганные перспективой очередной приватизации, этой зимой рабочие комбината написали письма Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с просьбой разобраться и защитить их от нападок областных управленцев. При этом порядка 200 человек в крошечном Янтарном в феврале этого года митинговали несколько часов на 20-градусном морозе! В тот раз успокоить народ смог только глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, который лично приехал на предприятие и провел беседу с трудовым коллективом. После проведенной Счетной палатой проверки он подтвердил, что комбинат останется в федеральной собственности, просто сменит статус ФГУП на ОАО.

«Не мешайте нам, не вставляйте палки в колеса», - в один голос говорят работники комбината. По их словам, если комбинат соберутся передавать в областную собственность, они вновь готовы повторить массовые акции протеста, так как не хотят повторения событий «лихих 90-х».

«Ни успешного управления, ни понимания проблем…»

Очевидно, что для развития янтарной отрасли форма собственности комбината не играет ровным счетом никакой роли. Тут в первую очередь нужны адекватные меры со стороны власти в части поддержки переработки и открытия рынков сбыта в России. В том случае, если это будет сделано, янтарная отрасль и сама выйдет на качественно иной уровень.

- К сожалению, региональное правительство не демонстрирует сколько-нибудь успешного управления проектами в янтарной отрасли, - подтверждает слова Ивановой Ольга Глинская, исполнительный директор организации «Янтарный союз», объединяющей ведущие предприятия отрасли. - Программа развития янтарной отрасли в Калининградской области на период 2007-2011 годов признана недееспособной и результатов не дала. Новой программы не разработано и не существует. То, что предлагается под видом программы помощи отрасли, – этот документ с названием «Янтарная Россия» - проблем отрасли совершенно не решает. Это проект большого капитального строительства и более чем сомнительная идея развития иностранных мастеров-переработчиков в ущерб калининградским янтарщикам. Для нас важно, чтобы правительство области и губернатор, наконец, повернулись к нам лицом. Мы готовы участвовать в совместной работе, помогать правительству региона сделать для отрасли такую программу, которая ей действительно больше всего необходима для развития. А необходима нам программа поддержки малого и среднего предпринимательства в янтарной отрасли, которой сегодня нет. Нам жизненно важно и решение одного из главнейших вопросов для всех переработчиков янтаря – вопроса вывоза готовых изделий за пределы Калининградской области с целью расширения рынков сбыта, в том числе на остальную территорию Российской Федерации. На все сказанное не нужно сумасшедших денег, но это реально решит наши проблемы, и отрасль начнет дышать, развиваться. - Программу развития отрасли надо готовить в тесном контакте с ее представителями. Речь должна идти о поддержке янтарной промышленности, а не о ее уничтожении за счет федеральных средств, направленных в пользу поляков и литовцев. Сегодня производство янтарных изделий сокращается, так как регион завален ими, а вывезти товар за его пределы предельно сложно, - говорит руководитель «Янтарного союза» Василий Симонов. - Мы хотим быть услышанными областными властями. «Янтарный союз» сегодня объединяет самых крупных, успешных и легальных производителей изделий из янтаря, известных в России и во всем мире. Наши изделия украшают музеи, частные коллекции, ими восхищаются искушенные иностранцы. Мы платим налоги, создаем рабочие места, оснащаем собственные производства. Но много и подпольных мастерских, которые не решаются заявить о себе официально, поскольку это им прибавит много проблем и поставит на грань выживания. Сегодня в отрасли в целом занято более полутора десятков тысяч человек в области. Еще семь тысяч могут вернуться на предприятия, откуда они ушли в годы кризиса. Отрасль производит продукции на 14 миллионов евро, что вполне сопоставимо с сегодняшними объемами соседних стран. Если стоит задача роста производства, то нам нужны не поляки, а нормальные условия продажи готовых изделий на российском рынке и на экспорт. Областное правительство и губернатор, как гарант федеральных интересов, обязаны лоббировать изменения в таможенных законах в части, касаемой вывоза янтарных изделий из ОЭЗ области и развивать янтарную промышленность не щадя живота своего. А не лоббировать интересы соседних государств и отдельных «инвесторов», обеспечивая находящуюся в глубоком финансовом кризисе Европу нашими рабочими местами. Если нас не услышат, то мы оставляем за собой право самостоятельно обратиться в федеральные органы власти с просьбой помочь разобраться в складывающейся ситуации. «Дайте возможность нормально работать!» Калининградские янтарщики, входящие в «Янтарный союз», вообще куда менее дипломатичны, чем руководство организации, и вопросы к губернатору адресуют самые неудобные. - Основная претензия к программе «Янтарная Россия» и в целом к линии региональной власти в отношении отрасли проста: развивать надо своих. Не польскую и литовскую ювелирно-янтарную отрасль, а калининградскую, основной проблемой для которой была и остается проблема сбыта. Область затоварена янтарем (посмотрите на количество магазинов и мелких торговых точек особенно в летний туристический сезон), в остальной же части России – дефицит «солнечного камня». Потому что и мелким, и даже крупным оптовикам очень непросто, а порой финансово нереально вывезти товар из России в Россию. И вместо того чтобы сочинять сказки, власти должны сосредоточиться на данной теме, - говорит предприниматель Татьяна Гавриш, член координационного совета «Янтарного союза». Предприниматель Ольга Быкова признается: - Мы не просим дать нам школы, дороги, оборудование за счет федеральной казны. Мы просим только одного – дайте нам возможность нормально работать. Если увеличится спрос и будут каналы сбыта, мы сможем уже завтра дать работу тем тысячам безработных мастеров, которые сегодня маются в Янтарном и окрестных поселках. И увеличим производство без таких огромных затрат. Янтарь дороже золота? Дружная негативная реакция на «Янтарную Россию», связанная с качеством этого проекта, заставляет задаться вопросом, а кто же подготовил сей труд, если специалисты янтарной отрасли, по их же словам, к нему не привлекались? Оказывается, создана данная программа, действительно, не специалистами в ювелирной промышленности, а неким «Национальным агентством прямых инвестиций». Это лоббистская московская контора Игоря Вдовина, знаменитого тем, что он являлся бывшим мужем известной балерины Анастасии Волочковой, которого некоторые калининградские СМИ произвели в эксперты. Знающие люди меж тем утверждают, что основное занятие «эксперта» Вдовина во многих регионах РФ за последние 10 лет - «проталкивание» через российские коридоры власти разного рода «чудных» прожектов. А это очень дорогая услуга. Отсюда и изобилие фактических подтасовок, мягко говоря, преувеличений и откровенно неверной информации. А зачем разбираться в проблеме? Свои люди в Первопрестольной и не такие программы одобрят! Начнем с тезиса о существовании мирового рынка изделий из «солнечного камня» емкостью один миллиард евро. Хотя официальные цифры ювелирно-янтарного производства совсем другие. Как это следует из заключения Института экономики минерального сырья и энергии Польской академии наук, а также из выводов группы исследований рынка Sinopticom (Литва), в соседней Польше емкость легального рынка янтаря в год составляет всего 40 миллионов долларов. В Литве и того меньше – 28 миллионов долларов. Откуда же тогда берется миллиард евро в ответе этого простенького уравнения? Оказывается, из предположения авторов программы «Янтарная Россия», что один грамм янтаря-сырца будет стоит минимум… 150 долларов (это более 100 тысяч долларов за килограмм). То есть дороже даже грамма золота! И почему финансовые резервы всех стран мира не наполнены янтарем, а лишь золотом? Меж тем, если говорить серьезно, то цена янтаря особо крупных фракций – порядка одного доллара за грамм по цене комбината (до 1500 долларов за килограмм). И это при том, что на данный сорт приходится не более 1/8 части добычи янтарного комбината. Даже при огромном желании такой незначительный процент высоколиквидных фракций янтаря не сможет дать одного миллиарда евро. А склады комбината постоянно полны «солнечного камня» малых размеров, спрос на которые минимальный по сравнению с процентом в добыче. Поэтому-то на комбинате сейчас и ведется работа по патентованию способов использования данного неликвида. В губернаторском кармане Предприниматель Виктор Богдан, руководитель компании «Амбер плюс», работающей как на калининградском, так и на польском рынке янтаря, ситуацию знает, что называется, изнутри. И очень просто объясняет направленность «Янтарной России» на польских и литовских мастеров, а также странности численных показателей программы: - Программа «Янтарная Россия» - это продукт контактов калининградского губернатора с мелкими польскими фирмами, ориентированными, на самом деле, на спекуляцию сырьем и поставку его на китайский рынок. Ведь поляки свой рынок защищают и не пускают к себе китайцев для скупки сырья. Вот китайцы, которые хотят развивать свое янтарное производство, и ищут возможные лазейки через «контрабандистов»: хотят наладить относительно дешевые и постоянные поставки янтаря-сырца. Мое предприятие перерабатывает 20 тонн янтаря в год. Я - крупнейший производитель в области. Только отделочный цех – 140 человек. Можем до конца года создать еще тысячу рабочих мест. Был бы спрос на изделия и была бы нормальная возможность по их сбыту в Россию. А этого нет, и областное правительство не озабочено этой проблемой. Между прочим, у нас в регионе уже пыталась работать польская фирма. Сейчас она уходит – замучалась с оформлением вывоза товара из России в Россию (например, из Калининграда в любой российский город). Да и о каком особом мастерстве поляков, и тем более литовцев, можно говорить, когда в период банкротства и смутных времен на Янтарном комбинате они как раз переманивали наших мастеров, оставшихся без работы? Разговоры о новых технологиях обработки также смешны. Янтарь все равно надо обрабатывать вручную, а не машиной. А у наших мастеров, слава Богу, большой опыт, накопленный целыми поколениями местных жителей и традициями янтарного комбината. Теперь о странных показателях объемов мирового рынка янтаря и цен на янтарь-сырец, которые фигурируют в программе «Янтарная Россия». Если бы, как утверждает губернатор, янтарь за границей стоил бы в 70-100 раз дороже, чем у нас, то все магазины в Калининграде были бы пустые. Но ведь сейчас часть наших фирм, по словам областных чиновников, покупает сырье за рубежом. А это значит, он там дешевле, а не дороже. Только тогда есть разумное объяснение таким покупкам. Ведь каждый бизнесмен будет работать, только если ему это выгодно, а не впадать в финансовый маразм. Если у Николая Цуканова есть клиенты, готовые купить янтарь-сырец даже не за 150 долларов грамм, а за 15, то каждый житель области будет готов продать все до последнего грамма янтаря даже с рассрочкой платежа. В программе, кстати, не найти и полслова о том, сколько потребуется сырья, чтобы обеспечить работой 15 тысяч иностранных мастеров. И куда они и мы станем сбывать такое количество изделий? Это золото и серебро можно в крайнем случае при неудаче переплавить и снова пустить в ювелирное дело. С янтарем такое в принципе невозможно, камень хрупкий, склонный к окислению и внешним изменениям. Мне вообще кажется, что эта программа реализации каких-то частных интересов, а не развития отрасли. Для того, чтобы развиваться, нам нужно продавать то, что мы производим, надо выезжать на выставки с нашими изделиями, как это делают поляки и литовцы. Но наша таможенная служба делает это невозможным. Калининграду вообще нужно создать свою янтарную выставку. Но сейчас это также невозможно, так как таможня задерживает оптовиков с легально приобретенной продукцией. Я думаю, мы не должны отказываться от поддержки со стороны властей, но программа развития отрасли, созданная вообще без участия специалистов-янтарщиков, – это нонсенс. Знаменитый калининградский янтарный мебельщик Кирилл Емельянов, изготовивший к 750-летию Калининграда и к переговорам Путина, Шредера и Ширака уникальный стол с янтарными фресками-инкрустациями, также подчеркивает, что нынешние инициативы регионального правительства и программа «Янтарная Россия» - это утопия: - Если создать отрасли нормальные условия, то предприятия смогут сами готовить для себя специалистов. Что до «Янтарной России», то данная программа – программа развития Польши и Литвы, а не Калининградской области России. Ее создавали люди, которые ни разу в жизни не нюхали янтарной пыли и, похоже, борются только за интересы своего кармана. Если хотим, чтобы брендом области стал янтарь, надо создавать условия для нормального сбыта продукции на российский рынок, а уже потом вообще закрывать свободный вывоз сырца, как это сделали поляки. Тогда мы сможем диктовать цены на мировом рынке, а не быть сырьевым придатком. Областное правительство нам, янтарщикам, сейчас вообще не помогает. Пока за горло их ни возьмешь, ничего не узнаешь даже о существующих льготах и формах помощи, - говорит предприниматель. Василий Симонов, руководитель «Янтарного союза», подтверждает существующее непонимание между властями и предпринимателями: - К сожалению, из бесед с губернатором у меня сложилось впечатление, что он вообще не понимает проблем отрасли. Путает экспорт и вывоз на территорию остальной части РФ. Хотя когда мы везли свою продукцию в Сочи, то губернатор и вся делегация областного правительства была вынуждена рассовывать изделия из янтаря в серебре по карманам, чтобы преодолеть таможенные рубежи при перелете из России в Россию. - У нас каждый губернатор начинает с интереса к брендовой отрасли края. Хочет войти в историю как спаситель янтарной индустрии. Только толку от этого нет. Вот и год назад нас собрали и пообещали златые горы и небо в алмазах. Но за это время ничего не сделано. Нам бы помогла хоть какая-то реклама на федеральных каналах ТВ. Чтобы люди вспомнили о янтаре, спрашивали его в магазинах. Вместо этого только словоблудие и вредительство, вроде «Янтарной России». Мотают нервы. Не нам, властям стоит поучиться у тех же поляков и литовцев, как надо создавать комфортные условия для янтарного бизнеса. У этой программы даже нет понятной цели. Что мы развиваем - добычу, переработку, экспорт, использование мелкой фракции? – задаются вопросами участники «Янтарного союза» предприниматели Ольга Лысенко, Юрий Замотин, Анатолий Бабир, Сергей Зайцев и другие. Риторические вопросы и печальные прогнозы После общения с представителями янтарной отрасли, с рабочими Янтарного комбината, с членами профсоюзов, с предпринимателями, после изучения десятков документов, в том числе материалов проверки Янтарного комбината Счетной палатой РФ, исследований польских и литовских специалистов, становится все труднее понять логику действий губернатора Николая Цуканова. Почему все-таки приватизация комбината для него панацея, если этот вопрос ничуть не решает основных проблем отрасли? Откуда столько негатива к государственному предприятию, только ставшему на ноги после тяжелого банкротства и последствий первой приватизации, которая, кстати, также полностью управлялась администрацией области? Откуда желание непременно владеть Янтарным комбинатом сейчас, когда предприятие не просто оправилось от кризиса, но начало осуществлять вложения в модернизацию производственных мощностей, в капитальный ремонт добывающей техники, возобновило социальные программы для работников? Разве смена собственника с государства на субъект Федерации что-то волшебным образом улучшит? И разве есть у областного правительства сегодня хоть один пример успешного управления крупным, системообразующим предприятием? Может, это аэропорт Храброво? Так там как раз все наоборот. Уже известно, что уничтоженный (к сожалению) именно из-за действий областных властей калининградский хаб будут реанимировать за федеральные 2,2 миллиарда рублей кредита с последующей передачей Храброво в федеральную собственность. Соответствующие поправки приняты Госдумой РФ. Можно еще вспомнить свернутые или уже сворачиваемые проекты так называемых крупных инвесторов-резидентов калининградской Особой экономической зоны, вроде корпорации «Союз», заводов «Телебалт», «Снайге». Или тревогу Ассоциации иностранных инвесторов, неосторожно инвестировавших в Калининградской области в производство и переработку в пищевой, мебельной, автомобильной отраслях. Предприниматели недавно прямо заявили губернатору области о желании свернуть свой бизнес и уйти из региона перед лицом так называемой «проблемы-2016», рецепты решения которой областное правительство так и не продемонстрировало. Что же в таком случае изменится от того, что Янтарный комбинат станет областным? Им вдруг начнут лучше управлять против сложившейся практики? Откуда нежелание привлекать калининградских специалистов (тот же комбинат, другие фирмы, занимающиеся янтарем) к решению реальных проблем отрасли? И почему при этом первое лицо области готово поддержать сомнительные экономические проекты, размывающие легальные и нелегальные потоки янтаря-сырца, направляемые за рубеж? Вообще – почему надо поддерживать исключительно неограниченный экспорт сырья через планируемую биржу сырца, но никак не собственных переработчиков? Ведь губернатор раздает обещания и китайским фирмам (например, выступая на китайском телевидении), и польским предпринимателям о равном допуске всех желающих на биржу. А кто тогда тотально скупит наше крупное сырье без остатка, предложив чуть больше денег? Конечно, тот, кто богаче – китайские и прочие западные псевдоинвесторы. И местные бизнесмены никогда не смогут перебить их цену. А что иностранцы будут делать с этим сырьем, очевидно – полностью вывозить, чтобы помогать своей стране и своим производителям. Но какой прок от этого «захвата» Российской Федерации? Можно, конечно, ответить на все вышеперечисленные вопросы в лоб. Но наверное, в современной российской экономике подобные вопросы давно уже стали риторическими и ответы на них слишком очевидны. Мы все настолько привыкли к понятию «распила госимущества», что уже не удивляемся появлению и протаскиванию через самые высокие коридоры власти таких программ, как «Янтарная Россия» и ряда других подобных проектов. Однако давайте все-таки попытаемся встать на сторону губернатора Николая Цуканова и просчитать возможную выгоду от «Янтарной России». Ведь кому-то эта программа выгоду все-таки принесет? Предположим, сомнительный документ принят, Янтарный комбинат приватизирован и перешел в областную собственность. Что же выиграл Цуканов? 1) Кто-то (пусть даже вовсе не из окружения, соратников или покровителей губернатора) получает то, о чем мечтал, и рулит «Янтарной биржей», отправляя на нее все сырье с подконтрольного комбината. 2) Нелегалам, раньше не имевшим законной возможности копать и продавать солнечный камень, открывается доступ на биржу в качестве «иных, кроме комбината, участников торгов». Нелегальная и легальная добыча размываются, а в мутной воде, как известно, многое можно спрятать. 3) Цены на сырец накручиваются благодаря интересу скупщиков из Китая и Польши. 4) Параллельно осуществляется финансирование из федерального бюджета масштабного капитального строительства для неких 15 тысяч мастеров из Евросоюза. Сам по себе посыл, конечно, выглядит невероятной шуткой. Но, как можно было прочитать выше, это совсем не шутка. Впрочем, как у нас умеют растаскивать государственные деньги на мифических стройках века, никому объяснять не надо. С тем же успехом можно вписать в программу «Янтарная Россия» строительство наногородка для марсиан посреди Калининградской области и запросить под это дело еще 50 миллиардов государственной поддержки. 5) Из-за завышенных биржевых цен на сырец, отсутствия реальной помощи в вывозе на российский рынок собственных готовых изделий во время всех вышеозначенных перемен умирает калининградская переработка янтаря. Без работы остаются порядка 20 тысяч человек, занятых сегодня в отрасли. Отрасль исчезает. На плаву остается только добыча и экспорт сырья. Название «Янтарный край» становится горькой шуткой о Калининградской области. «Янтарный бренд» уничтожен. Рынок России заполнен штампованными янтарными поделками мастеров из Китая, нелегально попадающими в страну вместе с остальными китайскими товарами. Поляки и литовцы спотыкаются о барьеры к ввозу в Россию готовых янтарных изделий. В принципе, об эти барьеры рано или поздно споткнутся все иностранные покупатели сырца на новоявленной бирже. И тогда цена на необработанный камень начнет падать. А новые хозяева биржи и комбината наконец поймут, что в погоне за быстрым барышом проиграли кое-что очень важное: целую отрасль! Последний пункт вовсе не гипербола. Это всего лишь логичная последовательность событий, которая возникает тогда, когда кто-то стремится управлять сложными экономическими процессами в духе «диких 90-х»: то есть по принципу «порезать на иголки – продать – навариться – свалить за бугор». С «Янтарной Россией», увы, так получается. Создается впечатление, что нынешние власти Калининградской области, подобно персонажу анекдота о «новых русских», настойчиво стремятся сварить суп из курицы, несущей золотые яйца. Бульончик, кстати, может, получится наваристый. И на один вечер кто-то, возможно, насытится. А вот наутро, наверное, наступит просветление вместе с сожалением о потерянных возможностях.
Илья ИЛЬИН