Кафедра обеспечивает чтение лекций, проведение всех форм практических занятий, приём экзаменов и зачётов у слушателей Академии по следующим дисциплинам:

Философия.

Настоящая программа по курсу философии предназначена для системы переподготовки. Она рассчитана на 32 учебных часа. Занятия проводится в форме лекций, семинаров и консультаций - в зависимости от уровня индивидуальной подготовки слушателей. По окончании курса сдается зачет.

Программа ориентирована на знакомство с основными этапами, формами и направлениями становления и развития философской мысли, проблемами, теориями и методами. Она предполагает как прослушивание лекционного курса по философии, так и значитель-ную самостоятельную работу по изучению выдающихся классических и современных про-изведений философской мысли.

Цель курса - помочь слушателям овладеть основой и актуальной философской проблематикой, усвоить её специфику, научиться философскому отношению к действительности и развить вкус к её осмыслению. Изучение философии призвано расширить их интел-лектуальный и мировоззренческий кругозор, дать почувствовать вкус философского теоре-тического мышления, показать его взаимосвязь и взаимодействие с культурой, художест-венными и иными формами деятельности человека, углубить навыки работы с философ-скими текстами.

Примерный тематический план:
Предмет философии
Философия, мифология и религия
Философия и наука
Мир как предмет философии
Человек как предмет философии
Знание как предмет философии
Философия и культура
Основные философские направления

Философия социокультурных процессов

Примерный тематический план:
Философия, общество и культура
Человек и культура
Культура как критерий человеческого бытия
Логика культурно-исторического процесса
Понятия цивилизации, общественно-экономической формации и культурно-исторической системы
Проблемы Запад-Восток, Россия и Европа
Европоцентризм как мировоззренческая и методологическая проблема
Культура и современный глобализм

Этносы и мировые цивилизации

Все попытки представить этнический конфликт лишь как внешнюю деградацию, гораздо более материальных проблем, а иногда, как выражение злой воли, использующей этническое, как инструмент своих недобрых замыслов, не могут игнорировать поразительную энергетичность этнического, обращенного к глубинным пластам национальной психологии и уже потому имеющего огромное социально-историческое значение. При определенных обстоятельствах этническое может стать детонатором больших конфликтов, характер которых напоминает скорее дух биологических видов, чем людей.

Уже одного этого достаточно, чтобы понять ценность курса "Этносы и цивилизации" по крайней мере той части, которая пытается исследовать феномен этнического, раскрывая его роль в развитии мировой истории.

Сложность данного курса безусловно определена его базой, требующей комплексного подхода к данной проблеме с привлечением знаний из самых различных отраслей науки: антропологии, этнологии, истории, географии, социологии, психологии, экономи-ки, педагогики и т.д. Масштаб данной проблемы несмотря на свою величину тем не менее позволил создать структуру раскрывающую суть проблемы в контексте всего выше ска-занного. Попытка создания такой структуры предопределило логику и направления данного курса.

Примерный тематический план:
Рождение этносов.
Этническое самосознание
Этносы и цивилизации
Основные этносы как пример этнической истории.
Этническая история России

Теория культуры

Цели и задачи курса. В модели поствузовского образования предназначение культуроло-гии состоит в том, чтобы формировать у специалистов культурологическую составляющую современного мышления (именуемого для краткости "культурологическим мышлением"). Для этого в процессе изучения курса предлагается рассмотрение проблем с позиции по-ликонцептуальности осмысления объекта. Поэтому культура изучается с точек зрения все-человеческого, суперэтнического, регионального, муниципального уровня; экологическо-го, этносоциального и гуманистического характера; включения художественного, научного и идеологического потенциала. Разноракусное вхождение в проблему должно способство-вать становлению культурологического мышления, отличительными свойствами которого являются диатропичность и открытость, проективность и толерантность.

Данная программа рассчитана на слушателей академии.

Примерный тематический план:
Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве
Современная социокультурная ситуация в России.
Культурная политика на современном этапе
Национальные культуры России: динамика становления и развития.
Метанаучная культурология как основание культурно-управленческой деятельности.
Современные ориентиры региональной и культурной политики.

Отечественная история

Важнейшая задача курса - представить историю Отечества в качестве цельного, не-прерывно развивающегося процесса, обладающего своей неповторимостью и уникально-стью, но в то же время составляющего часть мировой истории, органично впитанную в ее ткань.

Не менее актуальна и другая задача курса - представить Отечественную историю во всей ее правде (и подчас противоречивости), без прикрас и самобичевания, строго следуя реальным фактам.

Составляя программу, (в частности, снабдив ее достаточно обширным списком ли-тературы), автор стремился не только обобщить описательный фактологический материал, но и поставить целый ряд проблем. К числу таких проблем можно отнести особенности социально-экономического развития страны, характер отношений власти и общества, роль реформ и революционных перемен в российской истории, основные тенденции развития русской культуры. Курс Отечественной истории ставит своей целью расширить знания слушателей, развить гибкость и нестандартность мышления, воспитать диалогичность в оценке прошлого, понимания настоящего и прогнозирования будущего.
Новые концепции и тенденции отечественной истории (спецкурс)

Эстетика

Искусство в системе мировой культуры.

Психология творчества.

Социология культуры.

Религия в системе мировой культуры.

По каждому из указанных курсов кафедрой разработаны элективные авторские программы.